Аниме
3 Мар 2011 admin
Японские мультфильмы, в отличие от тех, что выпускают другие страны, в большей степени рассчитаны на подростков и взрослую аудиторию. Мультипликационное искусство Японии известно как АНИМЕ.
Как объяснил один из поклонников аниме на вопрос в чем причина успеха для него: «Аниме – это серьезные, глубокие темы. А то, что является комедией в аниме, так мне нравится японское чувство юмора». Впрочем, примерно такой ответ можно услышать от любого из обожателей аниме любой страны мира, а представитель канала Аниме продолжил, что почти все американские мультфильмы предназначаются для младших возрастных групп, тогда как японское аниме - хорошо структурированные истории, привлекающие интерес взрослых людей.
Вообще, конечно, в самой Японии аниме - общий термин для мультипликационных фильмов не только созданных в Японии или определенного стиля. Аниме - сокращение от английского слова «animation» (на японском языке озвучено как анимэ-сён). По мере распространения японской мультипликации со своими стилистическими особенностями за пределы Японии, Аниме стало определением для японской мультипликации, так его определяют и английские словари «мультипликационный стиль, развившийся в Японии».
Преувеличенно большие (детализированные) глаза, нос и рот, изображенные линиями, удлиненные конечности - общая черта для аниме, но «передающие эмоции» глаза имеют как раз таки влияние западной мультипликации, в частности диснеевской. Осаму Тэдзука, «бог аниме и манги», создатель культового «Астробоя», как полагают, первым применил технику больших глаз, вдохновленный особенностями анимационных персонажей Уолта Диснея. Однако это совсем не означает, что всё современное аниме придерживается одного строгого художественного стиля. Морщинки, складки на лице распространены, у расстроившихся персонажей появляются выпуклые линии на лбу. Иногда разгневавшиеся девочки-аниме могут неизвестно откуда достать большой молоток и ударить им. Термин «хаммерспейс» (место молотка) был введен, потому что любители аниме задавались вопросом, откуда анимешные девушки достают свои огромные молотки. У мальчиков-аниме начинается носовое кровотечение, вызываемое влиянием женских чар. Стеснительные персонажи в таких случаях имеют тенденцию обильно потеть. Для аниме характерны не человекоподобные и гибридные существа – роботы, духи, демоны. Делаются акценты на приметы согласованные с изменением сезонов.
В целом особенности, стандарты, иконографические стереотипы, идеи и тому подобное присущи для уникальной японской культуры. Влияния японской каллиграфии и японской живописи характеризует линейные особенности стиля аниме. С помощью круглой чернильной кисточки, традиционно используемой для написания кандзи и для живописи, получается мазок меняющейся толщины. Аниме заимствует много элементов манги, например, текст на заднем плане
Жанровые стили аниме колеблются в пределах от гиперболизированной стилизации, футуристических фантазий, безумных любовных интриг до абсолютно реалистических решений, исторических сюжетов, как и в любом другом кинематографическом виде, однако есть в аниме и очень специфические жанры.
Существует пять общих жанров аниме, каждый объединяющий несколько поджанров.
Действие сосредоточено на сражениях военного характера или физических соревнованиях, как, например, боевые искусства.
В драме показана высокая степень развития эмоциональной темы, развитие персонажей, сложных отношений.
Жанр ужаса привлекает сверхъестественные темы, которыми богата японская мифология, как древняя, так и современная.
Научная фантастика опирается на технологии будущего.
Прогрессивное аниме - очень стилизованный жанр.
Пять возрастных категорий, для которых предназначается аниме: сёдзё (для девушек от двенадцати до восемнадцати лет), сёнэн (для парней от двенадцати до восемнадцати лет), сэйнэн (для мужчин от восемнадцати до сорока лет), дзёсэй (для молодых женщин) и кодомо (для детей, мальчиков и девочек).
Аниме – грандиозный, процветающий бизнес не только для Японии, но также в Южной Корее, Китае, на Филиппинах, где задействована дешевая рабочая сила, чтобы выполнить многих из трудоемких задач в создании мультипликационного фильма. В некоторых случаях только сценарий и указания имеют японское происхождение, в то время как фактические рисунки, анимация и заключительные штрихи делаются за границей.
Япония производит примерно две трети всех мультипликационных фильмов мира, семьдесят процентов от этого числа делается в Токио, главным образом в специальных районах (муниципалитетах) Токио – городах Сугинами и Нэрима. Из 430 аниме студий Японии 71 находится в Сугинаме. Некоторые аниме выходят на широкоформатном экране, другие предназначены для главных телевизионных каналов как регулярный сериал, есть аниме, которые можно смотреть только на кабельных или спутниковых каналах или на ДиВиДи. Хороший Аниме-магазин - а их в Японии тьма - крупнейший источник дохода.
Немного информации из истории аниме.
Самый старый известный японский мультфильм - короткометражный мультфильм «Намакура-гатама» (Тупой самурайский меч), комедийный сюжет 1917 года о незадачливом самурае, создал его художник-мультипликатор и новатор Дзюнъити Кути. Самурай покупает бракованный меч и чтобы испытать его пытается напасть на горожанина. Но горожанин невозмутимо сопротивляется и сам наносит самураю отличный удар. Фильм длится две минуты.
Другой фильм, премьера которого состоялась в 1918 году, иллюстрирует известную народную историю «Урасима Таро» о рыбаке, спасшем морскую черепаху. В этой истории рыбака после спасения приглашают в подводный дворец, так как морская черепаха оказалась не кем иным, как прекрасной принцессой и дочерью повелителя морей и океанов.
Об этих двух старых фильмах известно из документов, но обнаружены они были сравнительно недавно на барахолке в Осака. Сейчас они находятся в Национальном Музее Современного Искусства (в Токио).
Многие прослеживают начало аниме от полнометражного мультфильма Тадзии Ябусита «Легенда о Белой Змее», адаптации китайской сказки, показанной в 1958 году.
Элла Михайленко