Объёмы
аниме-индустрии в Японии сокращаются со времён её пика в 2005-2006 гг.:
продажи DVD падают, распространение продукции через Интернет всё ещё
находится на стадии развития, словом, кризис ощущается на каждом шагу.
«Здесь нет никаких «лишних» денег. Даже если бы я нашёл себе девушку, я
не знаю, смог бы я женится или чего ещё», - говорит выглядящий усталым
24-летний аниматор.
В этой отрасли он трудится уже год и
сейчас получает в среднем 70 тыс. иен в месяц. Согласно исследованию
Японской ассоциации создателей анимации (JAniCA), аниматор в возрасте
от 20 до 30 лет в среднем в год зарабатывает около 1,1 млн. иен.
Текучесть кадров на уровне 80-90% и невозможность подготовки молодого
поколения, что связано с тем, что зачастую производство осуществляется
в других странах, привели к тому, что критики называют «опустошением»
японской индустрии.
Итак, учитывают ли планы по созданию Национального центра медиа-искусствреальную причину этого кризиса?
«Мелкие производители нуждаются в
финансовой помощи», - говорит Нобуюки Цугата (Nobuyuki Tsugata, 40
лет), адъюнкт-профессор истории анимации университета Сэйка (Киото),
который, соглашаясь с центральным положением, гласящим, что важно
сохранить материалы по истории аниме для потомков, утверждает, что
сделать это можно без государственных средств.
«Это никуда не годится», - заявляет
аниматор-ветеран Ёсикадзу Ясухико (Yoshikazu Yasuhiko, 61 год),
работавший ещё над классическим «Mobile Suit Gundam». – «Аниме столь же
крепко, как и сорняк. Они просто должны оставить его в покое. Я
беспокоюсь, что наряду с этой помощью правительство начнёт диктовать
свои формы выражения».
Однако, JAniCA решила своим
авторитетом поддержать проект, представив правящей
Либерально-демократической партии предложение превратить его в учебный
центр для профессионалов аниме-индустрии.
«Мы могли бы также позволить туристам
увидеть реальный процесс создания аниме», - говорит директор аудита
проекта Дайсукэ Окэда (Daisuke Okeda, 33 года).
И, несмотря на скептицизм, этот
проект на деле может дать возможность привлечь внимание к проблемам, с
которыми сталкивается мир аниме. Однако, что касается сбора,
архивирования и выставления аниме-материалов, то у Управления по
вопросам культуры почти нет конкретных предложений.
Продюсер видеоигр Цунэкадзу Исихара
(Tsunekazu Ishihara, 51 год), который входит в состав комиссии по
вопросам нового проекта, интересуется, сколько фактически центр сможет
приносить: «Предполагаемый бюджет составляет 11,7 млрд. иен, т. е.
примерно столько же, сколько у парка аттракционов, так что мы не можем
ожидать слишком многого [от проекта]».
Хотя ещё многие вопросы находятся на
стадии рассмотрения, работники сферы аниме надеются, что проект не
превратится в пустой жест.
«Ещё 5-10 лет и подготовка нового поколения будет невозможна», - говорит Окэда.
И чем меньше остаётся времени, тем сильнее сгущается мрак.