Мелодии восходящего солнца
Автор: Дмитрий Карасев
Опубликовано: Вт, 19 Июнь 2007 09:02:53
статьи
Так исторически сложилось, что индустрия анимэ тесно соединена с японской музыкой. Для многих групп в стране восходящего солнца обеспечить свое существование можно было только путем записи песен для анимэ. И сегодня, хотя ситуация в целом изменилась, связь между музыкантами и упомянутой культурой осталась: любая известная поп- и рок- группа имеет в своем послужном списке участие в одном, а то и в двух-трех таких фильмах, а любой известный художник (в том числе великий и ужасный Хидео Миядзяки) — клип на какую-нибудь популярную композицию.
Одно из слов, с которого стоит начать историю национальной музыки и аниме, — энка, то есть народные японские песни. До начала 1980-х годов именно они были основным видом музыкальной деятельности в стране. После поражения во Второй Мировой вся эстрада состояла из зарубежных хитов и таких вот энка. Местным исполнителям оставалось либо играть народную музыку, либо записывать песни для кино и, прежде всего, анимэ. Этим, кстати, объясняется тот факт, что большинство современных японских композиций начинается не с куплета (как на Западе), а с припева. Вступительный и заключительный ролик к анимэ обычно длится около минуты и как раз включает в себя «припев-куплет-припев».
Второе ключевое слово в этой музыкальной истории — сэйю, то есть девушки, озвучивающие анимэ-героинь. Довольно часто они совмещают работу «за кадром» и карьеру на эстраде. Для мужчин-актеров это тоже верно, пусть и в меньшей степени. Даже Гакт, японский аналог Филиппа Киркорова, изволил проявить себя в «разговорном» жанре.
Это, впрочем, сейчас, а в начале 1980-х музыкантам едва ли не в прямом смысле пришлось биться за место на сцене с зарубежными исполнителями. «Забойщиками» стали такие группы, как Chage & Aska, X-Japan и другие. Скомбинировав западные образцы с национальными традициями, они получили то, что собирательно можно именовать J-музыкой.
К началу 1990-х война была окончена, японские исполнители полностью отбили для себя эстраду и начали наступление на всю Юго-Восточную Азию. В чем, кстати, добились не малого успеха. Те же Chage & Aska известны тем, что стали первой японской группой, выступившей в Южной Корее, где после оккупации во время Второй Мировой сам японский язык был под запретом.
Сейчас пополнение сцены происходит в основном за счет многочисленных конкурсов, где между музыкантами жуткая конкуренция. Победил в соревновании — можешь рассчитывать на профессиональный контракт. На японской эстраде вообще очень жесткие критерии, и человека «постороннего», даже с большими деньгами, никто на сцену не выпустит — репутация дороже.
Вся эстрада вертится вокруг слова «идол» (или «идору», как говорят сами японцы). Идол — это молодой парень или девушка приятной наружности, которые исполняют несложные песни на эстетически-возвышенные темы: первая любовь, единственная любовь, трагическая любовь… Идол обязан обладать приятным мелодичным голосом и уметь им пользоваться. Простота исполняемых им песен объясняется очень просто. Японцы любят не столько слушать, сколько подпевать. Впрочем, внешний антураж для японцев не менее важен, чем композиция.
Среднестатистическая рок-группа по гриму и прическам здесь заткнет за пояс все волосатые 60-е и 70-е.
Ну и, конечно, главное слово — «анимэ». К подбору музыки для своих картин японцы подходят, пожалуй, более ревностно, чем в Голливуде. Здесь саундтрек выходит на первый план, и найти в нем что-то себе по душе может каждый: в анимэ встречаются песни любых направлений — от джаза (Cowboy Bebop) до хип-хопа (Samurai Chmploo), от поп-музыки (Ouran Host Club) до хард-рока (FLCL).
Есть и такой жанр, как музыкальное анимэ. Пусть оно не так разработано, как, например, истории про боевых роботов, но в то же время ниша эта не пустует. Обычно такое анимэ повествует о пути начинающей группы из подвалов к вершинам славы (подвалы обязательны для придания эпичности). Само собой, к музыкальному сопровождению здесь предъявляются повышенные требования, хотя сами герои, как ни странно, зачастую появляются на экране пару раз за весь сериал.
Наиболее известные проекты музыкального анимэ
«Gravitation» (2000)— дорогой коммерческий проект, собравший едва ли не всех звезд японской поп-сцены (один и тот же герой спел шестью разными «голосами» — оцените размах). Легкая и позитивная комедия, никакой, извините, чернухи. Одно то, как продюсер под дулом пистолета загоняет музыкантов на репетицию, чего стоит. Хотя «Gravitation», как и любая другая анимэ-комедия, поднимает серьезные вопросы (например, как, несмотря на все проблемы, сохранять позитивное отношение к миру), к реальной жизни она имеет ровно такое же отношение, как и фильмы про Джеймса Бонда.
Если «Gravitation» — это развлекательная поп-музыка, то «BECK: Mongolian Chop Squad» (2004) можно сравнить с образцовым хард-роком. Тут уже есть все: и подвалы, и интриги за кулисами, и меркантильность звезд. «БЕК» ценен еще и тем, что очень понятно и доходчиво показывает музыкальную «возню»: выступления, конкуренция, запись альбомов, прозябание в дешевых клубах, нехватка денег у молодых исполнителей. Простой парень из «дворовой» группы, отчаянные попытки выбиться наверх — история, одинаково актуальная и для Токио, и для Нью-Йорка, и для Челябинска.
Наконец, «Searching for the Full Moon» (2002) — классическая музыка, нечто вроде «Лунной сонаты» Бетховена. Сериал, повествующий о девочке, которая поет, несмотря на то, что жить ей из-за болезни осталось всего год. Пожалуй, единственное музыкальное анимэ, где задались вопросом «А зачем вообще человеку заниматься музыкой?».
Смотрите также: