J-POP - это сокращение английских
слов "Japanese Pop ", которое
используется для обозначения японской коммерческой музыки. Иногда
также встречается термин "J-Rock",
который обозначает японскую рок-музыку. Многие отаку - фэны не
только аниме и манги, но и японской коммерческой музыки, и не
только потому, что она часто звучит в аниме. И, конечно, у
J-POP существует свой, отдельный
фэндом, не зависящий от отаку. Чем же японская коммерческая музыка
так сильно отличается, скажем, от своих американских, европейских и
российских аналогов?
Немного истории
После поражения Японии во Второй мировой и подписания
капитуляции страна была в глубочайшем кризисе, как финансовом, так
и культурном. Из финансового кризиса, впрочем, японцы выбрались
быстро. А вот с культурой все было несколько сложнее. В этот период
и до середины 1980-х наиболее распространенными видами коммерческой
музыки были американская музыка и народные песни, так называемые
"энка". Популярность периодически появляющихся музыкальных
японских групп была обычно локальна, и добиться значительного
успеха можно было двумя способами - либо исполняя народную музыку,
либо записывая песни для аниме, кино и телевидения. Этот последний
путь и оказался наиболее плодотворным для коммерциализации
музыки.
Перелом начал наступать где-то в конце 1980-х. Новые
исполнители, используя прогрессивные западные музыкальные
технологии и знание особенностей национального японского
менталитета, начали на равных конкурировать с американскими
исполнителями, постепенно вытесняя их с массового рынка.
Фактически, к началу 1990-х японские группы завоевали популярность
не только в самой Японии, но и начали продвижение на всю
Юго-Восточную Азию, покоряя своим мастерством все новые и новые
страны. Особенно в этом прославилась группа "Chage&Aska".
Особенности японской музыки
Как и Россия (и в отличие от Европы и Америки), Япония
принадлежит к культурам, ставящим песенную составляющую
коммерческой музыки выше танцевальной. Иными словами, для японцев
более характерно подпевать, чем танцевать под музыку. Поэтому песни
должны быть на японском (на понятном языке), быть мелодичны и иметь
хоть какой-нибудь смысл. ^_^
Наиболее распространенный японский способ получения удовольствия
от песни - это исполнение караоке, обычно в не особенно
трезвом виде. Далее идет посещение концертов, ТВ-программы и так
далее. Вообще, визуальная составляющая шоу и клипов важна не менее,
а порой и более, чем собственно музыкальное исполнение.
Важно заметить, что японская поп-музыка профессиональна и
организована. Просто так абы кого на сцену ни один продюсер в
здравом уме не выпустит. Процент людей, попавших на сцену по
родственным связям, близок к нулю. В Японии существует развитая
система концертов непрофессиональных исполнителей, победители в
которых могут рассчитывать на получение профессиональных
контрактов. Также развита система фэн-клубов и производство
разнообразной продукции, связанной с любимыми исполнителями -
вплоть до видеоигр с их участием.
Ключевым понятием современной японской музыки является слово
"идол" (idol). "Идол" - это
внешне привлекательный певец/певица, обладающий приятным мелодичным
голосом и поющий эстетически красивые песни, которые удобно
исполнять караоке. Именно так выглядит типичный популярный
исполнитель в Японии.
Для Японии вообще не характерно использование музыки социального
протеста как средства получения денег. Поэтому коммерческая
японская музыка обычно лишена в явном виде этого самого протеста,
концентрируясь на техническом мастерстве исполнения и мелодичности.
При этом среди молодежи, конечно, популярна и тяжелая музыка
(скажем, "X-Japan"), рок-музыка ("Glay"), и танцевальная музыка, и
рэп, и другие радикальные форматы, в которых, впрочем, все равно
делается акцент не на протест, а на доставление зрителю
определенного эстетического удовольствия.
Резюме
Несмотря на все это, сама по себе японская музыка вряд ли
когда-либо будет особенно популярна в России. Связано это с тем
очевидным фактом, что исполняется она все-таки на японском, который
у нас мало кто знает. Тем не менее, знание принципов
функционирования J-POP и его лучших
образцов может в многом помочь нашим местным исполнителям и
продюсерам поднять российскую поп-сцену оттуда, где она сейчас, на
более заслуживающие уважения высоты. ^_^